Мифы и правда о заработке в Интернете

Как составить идеальный бриф

Взаимопонимание с заказчиком – залог продуктивной работы фрилансера. Когда исполнитель четко представляет, что хочет получить клиент, работа идет быстрее, а готовый результат принимается с первого раза. В итоге остаются довольны обе стороны. Найти общий язык с заказчиком поможет бриф. Как научиться составлять идеальные брифы?

Какие бывают брифы

Как и большинство терминов в интернет-среде бриф пришел из английского языка (brief – инструкция). В качестве прилагательного бриф означает «краткий, лаконичный». Оба перевода отлично объясняют значение слова. Бриф – это перечень из нескольких пунктов, которые описывает заказчик с целью предоставления информации фрилансеру по будущему проекту. В брифе тезисно указываются лишь основные моменты, необходимые для общего понимания масштаба работ, определения стоимости и сроков выполнения. Детальная информация о проекте содержится в техническом задании.

В зависимости от области проекта различают несколько видов брифов:

  • Медийный – для проведения рекламных мероприятий;
  • Креативный – для создания рекламного продукта;
  • Экспертный – для разработки торговой марки.

Универсальным является бриф-анкета, который можно использовать для получения предварительной информации о любом проекте.

В каких ситуация без брифа не обойтись

Бриф не является обязательным документом при заключении договора, и некоторые фрилансеры и даже агентства спокойно справляются с работой без него. Однако, бриф существенно экономит время как исполнителя, так и заказчика. Ряд проектов начать выполнять без брифа бывает практически невозможно, а об удовлетворительном результате и думать нечего.

Бриф необходим, если:

  • Реализуется сложный проект. Бриф позволит понять фрилансеру, справится ли он с поставленной задачей, а клиенту поможет структурировать свои пожелания;
  • Предоставляются услуги корпоративным клиентам. Крупные заказчики привыкли работать с брифом, его наличие придаст фрилансеру солидности;
  • Заказчик сам не знает, что хочет. Конкретные вопросы брифа помогут клиенту быстрее определиться с целями и содержанием проекта;
  • Клиент заказывает услугу впервые. С заказчиком-новичком, скорее всего, придется заполнять бриф совместно;
  • Возникли подозрения в несерьезности клиента. Бриф отсеет нежелательных клиентов, которые не планируют заказывать и оплачивать услугу, а только тратят время фрилансера.

Основные пункты идеального брифа

Пословица о краткости и таланте идеально подходит к методике составления брифа. Количество пунктов брифа не должно переваливать за 10. И то, если речь идет о сложном проекте. Оптимально для понимания сути поставленной задачи достаточно 5-7 вопросов. Бриф следует составлять таким образом, чтобы клиенту было просто и понятно его заполнять.

К обязательным пунктам брифа можно отнести:

  1. Сведения о бизнесе клиента: какие товары или услуги он предоставляет, чем отличается от конкурентов, кто является целевой аудиторией;
  2. Цель проекта: чего в итоге хочет добиться заказчик, какие задачи будет решать конечный продукт;
  3. Технические детали: каким функционалом должен обладать готовый продукт, как выглядеть, примеры аналогичных понравившихся работ;
  4. Бюджет проекта: сколько денег клиент планирует потратить сейчас, планируются ли вложения в поддержку проекта;
  5. Сроки: временные рамки на реализацию проекта, крайний срок выполнения работ, промежуточные даты сдачи отдельных этапов.

Полезным будет включить в бриф пункт для пожеланий заказчика, чтобы он в свободной форме смог сообщить информацию, которая не укладывается в рамки стандартных вопросов.

Как выглядит идеальный бриф

Классическое оформление брифа – в виде анкетного листа. Удобно, если форма брифа встроена на веб-сайте. Когда бриф направляется клиенту по электронной почте, то это должен быть отдельный прикрепленный файл с вопросами. Писать пункты брифа прямо в теле письма – признак дурного тона. Лучше, если бриф сделан в формате редактируемого pdf-файла с ячейками для заполнения, а не простой текстовый документ. В зависимости от направленности проекта бриф может быть представлен блок-схемой или таблицей.

Известное германское рекламное агентство «Юнг фон Матт» предлагает своим клиентам шаблон брифа в виде картонной подставки под пивной бокал. Рекламщики считают, что именно вечером в баре в душевных компаниях и рождаются гениальные идеи. Не мало их заказчиков, потягивая пиво и теребя картонку, набросали концепты успешных проектов.

Грамотно составленный бриф поможет фрилансеру не только лучше понять заказчика, но и в письменной форме зафиксировать его пожелания. Такой подход значительно сокращает количество спорных ситуаций. В сопроводительном письме рекомендуется привести аргументы, почему клиенту следует серьезно отнестись к заполнению брифа и в чем заключаются преимущества работы с брифом именно для него.

а Вы читали?:

Комментарии

Аватар пользователя Татьяна
Татьяна 07.08.2015 в 14:51

Как-то мужу по работе пришлось писать тендерный бриф. Пришлось изучать тему. Если бы подобная статья мне встретилась раньше, было бы намного проще.

Аватар пользователя Ирина
Ирина 07.08.2015 в 15:08

Спасибо за подробное описание составление брифа. Технических заданий составлять не приходилось, но на будущее буду знать, что это такое и как его составлять. Про пиво понравилось, буду знать когда и где в голову приходят гениальные идеи!

Аватар пользователя NI4KA
NI4KA 07.08.2015 в 16:52

На основании брифа легче составлять техническое задание. Для программистов это особо актуально. По ТЗ тема довольно сложная, пока не готова ее осветить, но крайне полезная.

Аватар пользователя Татьяна
Татьяна 31.10.2017 в 22:27

Сейчас слово брифы вошло в мою жизнь на постоянной основе, хотя 2 года назад я понятия не имела, что оно означает. Я обычно бриф выполняю в форме таблицы.

Подпишись на свежие новости!

CAPTCHA
Проверка человечности. Введите цифры, если вы не робот:
3
1
5
2
4

Ваш отзыв